Мещерская и Шатурская земли в междуречье Оки и Клязьмы хранят в себе много свидетельств жизни первобытного человека. Под слоем торфа законсервированы вещественные предметы, доказывающие существование множества стоянок древнего человека в эпоху, отстоящую от нас на пять-шесть тысячелетий — от позднего каменного века (неолита) до железного века. Археологические исследования Шатурского края начались лишь в прошлом веке, когда приступили к осушению болот.
     Почему здесь, на возвышенности (от 120 до 162 метров) образовались болота?
     После отступления ледников все мещерские озера составляли одну акваторию. В процессе потепления земля покрывалась растительностью, берега заболачивались, образовывались торфяники. Из одного огромного озера возникало множество отдельных озер. Мощные пласты глины, залегающие на небольшой глубине, препятствовали проникновению вод в глубину земли. Вода застаивалась, появлялись мшары — обширные пространства непроходимых топей.
     С началом мелиоративных работ появились первые археологические находки. Но комплексное археологическое обследование шатурских земель не проводилось, а то, что было найдено, частично осело в московских музеях, а большая часть находок утеряна. Так, например, при строительстве Шатурской ГРЭС из недр земли был извлечен бивень мамонта — свидетель далекой эпохи доледникового периода. Где он сейчас — неизвестно. Погребено под дорожным асфальтом древнейшее село Вышелес — а здесь наверняка имелись интереснейшие для археологов находки.
     В 70-х годах нашего столетия археологами обследованы 64 селища, стоянки и раскопа доисторических людей 2—5 тысячелетие до новой эры, бронзовый век). Описание результатов исследования, сделанное В. А. Сидоровым и А. В. Инговатовой, находятся в Шатурском краеведческом музее. Здесь приведём лишь краткие выдержки.
     «Раскопки рассказали многое, их было достаточно, чтобы написать об этом целую книгу. Впервые удалось увидеть следы кратковременного поселения раннего неолита, заключенные в толщу торфа». Почему кратковременного? Очевидно, здешние племена вели кочевой образ жизни. «Здесь ничего домысливать не требовалось... Порядок образования слоев... был неоспорим.
     … В ту пору, когда здесь жили общины оседлых рыбаков, людей озер, к ним переселились их дальние родичи из северной Белоруссии и с верхнего Днепра. Что заставило их мигрировать? Наверное, давление воинственных, агрессивных соседей-скотоводов. Люди северо-белорусской культуры переселились сюда массово и явно смешались с волосовцами, образовав фактически единый народ. Такое смешанное население жило и восточнее — вплоть до нижней Оки, и севернее — на Медведице». Именно здесь, в междуречье Оки и Клязьмы, во втором тысячелетии до нашей эры и зарождалось ядро великого скифо - росского государства. Славяне не были здесь некими оккупантами — это были их исконные земли. И раскопы Воймежной стоянки убедительно доказывают, что на большом пространстве от Днепра до Волги пять тысяч лет назад существовал единый народ.
     На стоянке Воймежной обнаружено много свидетельств повседневной жизни наших далеких предков. Так, находки позволили определить, что первобытные люди питались в основном мясом лося и рыбой. Но охотились и на оленя, бобра и других зверей, а также на дикую курицу и других обитателей среды, близкой по характеристике к степной зоне. Видно, здесь оканчивалась зона степей Приокской поймы. Каменные орудия (сверло-проколка, наконечники стрел, тесло, полированные топоры), сосуды и ожерелья сохранились в Московском краю со времен неолита (нового каменного века).
     Известно, что на берегах реки Ушны (Ушмы?), имеются древние курганы, есть они и у села Кривандина.
     До монгольского нашествия и в период господства Золотой Орды термин «мещера» как этноним в летописях н других исторических документах вообще не употребляется. И только начиная с конца XIV в. (1382, 1402 гг.) появляется в качестве географического названия.
     В 1382 г. великий князь Василий Дмитриевич добился от Тохтамыша ярлыка на Мещеру, и Мещера стала рассматриваться как вотчина русских князей, прежде всего московских.

     Нижеследующий отрывок приводится по книге: Галина Крамич "История и тайны земли шатурской", Шатура, 2003.

В Муромо-Рязанском княжестве даже в благоприятный период до монголо-татарского нашествия не сложилось сильной княжеской власти. Возможно, причина этого - многоплеменной состав населения княжества (славяне, меря, мещера, мурома, голядь), возможно - особенности местности: дремучие леса, непроходимые болота, которые создавали трудности при княжеских объездах, сборах дани, наказании непослушных и провинившихся. В летописях есть сообщение, что в 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга - одно из Владимира, другое из Москвы, - заблудились в чащобах и счастливо "минустася в лесах", т.е. разминулись без битвы.
     Показательно также, что летописи XII-XIII в.в. отмечают во Владимиро-Суздальском княжестве 24 города, а в Муромо-Рязанском только 8. Основная часть населения княжества жила в небольших деревушках, расположенных по берегам рек (главных путей сообщения того времени), разбросанных среди лесов и болот. Ведь города возникали или на богатых торговых путях, или в районах высокого развития земледелия. Плодородные же почвы, в достатке имелись в так называемом владимирском ополье, а в Муромо-Рязанском княжестве лишь местами - в междуречьях Прони, Осетра и Оки.
     В то же время нельзя сказать, что наш край был беден и суров. Известно, что его жители вели активную торговлю с другими народами, среди которых можно с уверенностью назвать арабов. Дело в том, что в Подмосковье было обнаружено более 15 кладов серебряных арабских монет - дирхемов, и все они найдены на берегах Оки и в ее бассейне, на старых водных путях. Два клада серебряных изделий и арабских, саманидских и других восточных монет были найдены достаточно близко от нас - в старинном селе Белоомут (Белый Омут) Луховицкого района в 1839 и 1850 годах. Сведения о них имеются в книге А. Векслера и А. Мельниковой "Московские клады". Все знают из школьного курса истории о древнем торговом пути "из варяг в греки". У археологов, однако, есть все основания полагать, что этот знаменитый днепровский путь стал играть значительную роль в торговле позже, чем волжский. Парусные караваны некогда проплывали по большим и малым рекам московских и приокских лесов. Реки эти были в то время полноводнее, нежели сейчас и доступны для судоходства небольших торговых ладей. Вполне вероятно, что одна из таких торговых дорог с Востока на Запад проходила и по нашим рекам Пре, Поле, Буже, далее в Клязьму. Причем местное население не только наблюдало за проплывающими мимо ладьями, но и само участвовало в торговле, предлагая в обмен на серебряные монеты (собственных месторождений серебра поблизости не было) мед, воск, деготь, меха белки, куницы, бобра.
    

Есть ли в Шатурском районе исторические памятники времен Киевской Руси?

К сожалению, этот период истории шатурского края изучен даже меньше, чем более древние эпохи неолита и бронзы. Судя по названиям, можно предположить, что многие населенные пункты нашего района очень древние: Туголес, Вышелес, Шатур (сейчас в Егорьевском районе), Шмели, Тельма (Телема), Чуры (ныне Ширяево), Бордуки. Мы сейчас даже не знаем значения слов, от которых произошли их названия.
     Кроме могильника XI - XIII в.в. неподалеку от села Пустоша (более раннее название Гридина Пустошь), археологическими памятниками этого периода признаны следы селищ на берегу озера Дубовое неподалеку от Пышлиц, другое - у д. Казыкино, третье - у д. Погостище; на окраине д. Коренец; на берегу безымянного ручья, впадающего в реку Летовку, неподалеку от д. Новошино. Там везде обнаружены черепки древнерусской глиняной посуды, а в Погостище еще и остатки деревянного сруба. Отмечен, но не исследован таинственный курган у бывшего села Илкодино, а также курганы близ железнодорожной ветки Кривандино-Рязановка.
    

ИГО

Чтобы сориентироваться во времени, люди часто указывают в качестве точки отсчета какие-то из ряда вон выходящие события. Самое глобальное, без сомнения, это - само сотворение мира. Так считали года первые христиане. Когда сумма лет перевалила за семь тысяч, чтобы представить себе временной отрезок, приходилось уже крепко напрягаться. Стали ориентироваться на время потопа: это событие случилось до потопа, это - после... Потом за 0 приняли год рождения Христа. В исторической литературе указывается эра: столько-то лет до нашей эры - такой-то год нашей эры. Часто за ориентир принимают войны и другие социальные катаклизмы: в ХХ веке - революцию, Великую Отечественную войну, перестройку. Ранее - так называемое Смутное время, а еще ранее - монголо-татарское нашествие.
     До вторжения монголо-татарских орд главной бедой на Руси была вражда между удельными князьями, порой близкими родственниками, даже родными братьями. Но особого вреда остальному населению это не наносило, т. к. в междоусобных битвах были задействованы в основном княжеские дружины, говоря современным языком, - профессиональные воины. Вся основная масса русского народа жила более-менее спокойно, развивались ремесла, культура, торговля, строились красивейшие храмы и жилые терема. На смену подсечному земледелию пришло более прогрессивное - пашенное.
     Нашествие монголо-татар жестоко разорило Русь. По данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси в XII - XIII веках, 49 были разрушены, причем 14 обезлюдели навсегда. Множество народа было убито, а уцелевшие, особенно ремесленники, угнаны в рабство. Ремесленное производство, секреты которого веками передавались из поколения в поколение, пришло в упадок. Исчезли целые специальности. Так, например, утрачено было умение изготовлять многоцветную керамику и украшения с перегородчатой эмалью, стеклянную посуду и оконное стекло.
    

Пострадал ли от нашествия шатурский край?

В декабре 1237 года войска хана Батыя вступили в пределы Рязанского княжества. В Рязань сначала прислали посольство, которое потребовало десятой части во всем: "...в людех, и в князех, и в коних..." Естественно, рязанцы отвергли это требование, и монголы осадили Рязань. После шести дней сопротивления столица княжества пала. Захватчики беспощадно расправились с жителями и разрушили город. Затем монгольские войска двинулись в сторону Коломны. Известно, что под Коломной состоялось ожесточенное сражение с войском, подошедшим из Суздаля. Русские были почти полностью уничтожены, а монголы отправились к Москве, захватили ее, сожгли, перебили всех жителей.
     После Москвы целью завоевателей стал Владимир. Одна из проторенных дорог от Москвы на Владимир шла по территории нынешнего Шатурского района через Петровское, Бордуки, Власово, Илкодино. Были ли эти села и деревни в XIII веке, и какие названия они тогда носили, мы не знаем. Но то, что монгольские войска проходили по шатурской земле, можно утверждать с уверенностью. Наверняка, продвигались они не узкой многокилометровой лентой по одной тропе, а двигались широкой лавиной, стараясь охватить и разведать большее пространство.
     В поселке Черусти передается из поколения в поколение рассказ-легенда, связанная с названием "Черусти". Якобы одна из монголо-татарских армий шла в сторону Владимира, но встретила на своем пути топкие болота. Как ни заставляли всадники своих коней двигаться дальше, те отказывались лезть в трясину. Одна лошадь даже скинула седока, а был он предводителем той армии, возможно, самим ханом Батыем. Упал этот татарин прямо в колючий куст (растение это русские потом так и прозвали - "татарник"), а поднявшись, махнул рукой в сторону болот и крикнул: "Чарусь!". На их языке это, дескать, означало, что дальше хода нет, топь, болото. С тех пор местность, где застряла и повернула назад батыева конница стали звать Чарусть, или Черусть. Кстати, в некоторых русских диалектах есть слово "чаруса", означающее "топкое болото". И еще для сведения и размышлений: в Рязанской области, недалеко от Касимова, было село Черсева, название которого созвучно с нашими Черустями.


     После Куликовской битвы начинается новый этап в истории Мещеры. Мещерская земля как владения мещер-ских князей постепенно стала терять свою автономию и начинает приобретать значение буферной платформы между русскими землями и Востоком.
     Внимание Москвы к Мещере объясняется ее особым географическим положением. Длительное время Мещера была единственной инородческой землей, находившейся в непосредственной близости к русским княжествам. Она обеспечивала прямой выход к мордовским и татарским землям.
    

ХРАМЫ

Из писцовых книг XVII века до нас дошли упоминания одиннадцати погостов и церквей на них, которые располагались в пределах нынешнего Шатурского района.
     Погост Шатур упоминается в 1423 году: «В Суловской кромине погост на реке Поле, а на погосте церкви Никольская и Казанская» (с 1838 г. — Христа Спасителя).
     Погост Сенгу упоминается в 1411 году: «Спас - Сенежской области погост Сенгу у Свята озера»; церкви Преображенская и Рождества Богородицы.
     Погост Кривалдино (Кривандино). «Погост на государеве цареве и великого князя земле». Церковь Воскресенская и Покрова Богородицы.
     Погост Тугалес. «Погост в стане Ловчего пути», церкви Пятницкая и Казанская.
     Дмитровский погост. «В Бабинской кромине погост на р. Ялме да на речке Чисморе», церкви Дмитрия Солунского и Всех Святых.
     Погост Телема. «В Зачисморской кромине в Терьлеме погост». Церкви Пятницкая и Успенская.
     Пустопольский погост. «Никольский погост Пустое Поле», церковь Никольская.
     Погост Остров. «Троицкий погост волости Остров Вышелесский» (церкви Троицкая и Зачатиевская), упоминается в 1453 году.
     Погост Фроловский, Радушкино тож. «В Тереховской кромине погост Фроловский на реке на Ялме, церкви Николы Чудотворца, да другая Фрола и Лавра».
     Погост Ильмяны, Куплиям тож. Церкви Покровская и Вознесенская.
     Погост Гридино. «Пустошь Гридина, при колодце, а на погосте церковь Покровская».
     Всего в писцовых книгах перечислено 19 церквей на погостах; каждый погост, кроме приходской церкви, имел еще и кладбищенскую.

СЕЛЬСКИЕ ПРИХОДЫ

Приходские церкви являлись обязательными в каждом селе. На Шатурской земле к концу XIX века было 15 сел, в которых насчитывалось 18 церквей. Вот эти села и церкви: — Архангельское, церкви Сретенская и Архангельская; — Власове, церковь Покровская; — Вышелес, церкви Успенская и Никольская; — Дуброво, церковь Воскресенская; — Заболотное (Пески, Новосельцево); — Илкодино — Рождества Христова; — Кузнецы; — Кутиполе; — Ланино, церковь Троицкая; — Навошино, церковь Покровская; — Петровское (до 1896 г. деревня), церковь Казанская; — Радовицы (Служная Слобода, Подмонастырское), церковь Рождества Богородицы; — Середниково, церковь Никольская; — Шарапове, церковь Троицкая; — Шеино, церкви Казанская и Всех скорбящих Радости. Часть шатурских деревень входила в приходы церквей сел Жабки, Красное, Ялмонт. Кроме того, в имениях помещиков были домовые Церкви, которые не учитывались в епархиальных консистериях и статистических сводках.

МОНАСТЫРИ

В разное время на Шатурской земле существовало четыре монастыря. Воскресенский (Тереховский) монастырь был разрушен в XVII веке паном Лисовским. Никольский мужской монастырь (село Погостище, церковь Никольская) упразднен в XVIII веке. Николо-Радовицкий монастырь; церкви: Никольская, Рождества Богородицы; Иоакима и Анны. В полном Православном Богословском энциклопедическом словаре датой его основания указывается 1584 год. Тихвинская женская обитель (село Евлево); Бывшая Тихвинская женская обитель Тихвинская женская обитель (село Евлево); церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. В советское время монастырский комплекс передан под Дом отдыха газеты «Известия», В 30-е годы большинство шатурских церквей было закрыто, разграблено и впоследствии разрушено В годы до основания разрушена величественная (высотой 33 сажени) колокольня в Дмитровском Погосте, а церковь стала Домом культуры. Разрушены каменные церкви в селах Архангельское и Радушкино, сожжены в селах Шатур(в 1976 году),Ланино, в Дуброве; в селе Вышелес церковь сгорела в 1944 году вместе с заключенными в ней пленными немцами. Николо - Радовицкий мужской монастырь После Великой Отечественной войны были восстановлены церкви в селах Власовское и Тугалес (Лузгарино). В последние годы возрождаются церкви в Радовицах, в Гридиной пустоши, в селе Дмитровский Погост. Однако после многих лет деяний воинствующих безбожников восстановление духовных основ народного сознания — дело непростое, требующее упорного труда церковных пастырей. Пастырское служение — это не только исполнение всех треб и обрядов; прежде всего нужно донести до народа слово Божие, чтобы восстановить духовность, вернуть понятие вечности души, чтобы люди могли отрешиться от ненависти, вернуться к милосердию, добру и любви, встать на путь искупления и найти свою дорогу к храму и к Богу.


    

Используются технологии uCoz